Меню:



Администратор:
Внимание! При использовании графики, а также скриптов, взятых с этого сайта, обязательна ссылка на ресурс.
Мариинская гимназия

13 августа 1864 года в Симбирске начался страшный пожар, бушевавший 9 дней и разрушивший большую часть домов в городе. Сгорело и здание Елизаветинского училища, и здание, в котором располагалось Мариинское училище.
Было решено объединить два учебных заведения - Елизаветинское училище и Мариинскую гимназию - и построить для них новое здание на месте сгоревшего здания Елизаветинского училища. Так было построено двухэтажное здание на углу улиц Покровской и Большой Саратовской.
Учебное заведение, действовавшее в нём, называлось Симбирская Мариинская Женская гимназия с Елизаветинским пансионом. История зафиксировала существование Мариинской гимназии с Елизаветинским пансионом до 1918 года.
Симбирская - находится в Симбирске.
Мариинская - относится к ведомству императрицы Марии (женские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения в России на гимназии ведомства императрицы Марии, гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии).
Женская - учатся только девочки.
Гимназия - среднее учебное заведение.
Елизаветинский пансион - интернат при гимназии.
Первым начальником Мариинской гимназии был статский советник Иван Васильевич Вишневский, занимавший в то же время должность директора училищ Симбирской губернии, первой главной надзирательницей была дочь статского советника Надежда Ивановна Некрасова. В учебном плане Мариинской гимназии были сл. предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий язык, естествоведение, начало педагогической гигиены, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, гимнастика и танцевание.
Воспитанниц при открытии гимназии было 87, а 1-ого января 1866 года - 126.
Социальный состав был различен. Например, в 1865 году в 7-ом классе обучалось 13 дочерей мещан, 3 дочери священников, 2 дочери купцов, 2 дочери крестьян, 1 дочь солдата.
В основном, девочки были из состоятельных семей, так как за обучение нужно было платить значительную сумму.
В 1873 году при Мариинской женской гимназии была открыта церковь. Храм устроен действительным статским советником Михаилом Авксентьевичем Исаковым и купцом Николаем Васильевичем Сапожниковым. Престол во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины.Трехэтажный пристрой возведен по проекту 1904 г. В 1875-1887гг. здесь учились Анна и Ольга Ульяновы. История нашей гимназии тесно связана с семьёй Ульяновых. С 1875 по 1880 гг. здесь училась старшая сестра В.И.Ленина - Анна Ильинична Ульянова. Она окончила гимназию с большой серебряной медалью. С 1883 по 1887 гг. в гимназии училась Ольга Ильинична Ульянова. Она была одной из лучших учениц гимназии и окончила школу с золотой медалью. Илья Николаевич Ульянов - выдающийся педагог-просветитель, внёсший огромный вклад в развитие образования Симбирской губернии.

С 1883 года гимназию возглавлял Ф.М.Керенский, являвшийся одновременно директором Симбирской мужской классической гимназии.
С 1894 года начальником Мариинской гимназии был назначен Александр Васильевич Годнев, преподаватель математики, физики и немецкого языка, кавалер ордена Святого Станислава 2 и 3 степени, Святой Анны 3 степени. Чин статского советника для Годнева А.В. - выходца из недворянского сословия - был хорошим признанием его заслуг на педагогическом поприще".

Сохранившиеся Уставы Симбирской Мариинской женской гимназии 1862 и 1891 годов свидетельствуют о регламентации деятельности учебного заведения в вопросах выбора предметов обучения, количестве учебных часов в разных возрастных группах, сохранении здоровья воспитаниц, попечительской деятельности, состава педсовета и других вопросов. Объяснительная записка начальника Симбирской Мариинской женской гимназии Свешникова к Его Сиятельству Господину Главноуправляющему Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям Императрицы Марии в 1891 году наполнена болью, состраданием к тем ученицам, которые обучались в данном учебном заведении. Автор даёт анализ процесса обучения, учебного плана и просит Высочайшее руководство внести соответствующие изменения в Устав гимназии, а именно пересмотреть учебный план, сократив его: " … констатирую, что в большинстве школ естественная история представляет предмет не обучения, а обоюдного для ученика и учителя мучения; лучшая детская память представляется только загроможденным балластом бесконечных названий предметов, их частей и деталей, терминологий, формулами и т. д.". Замечанию подвергся и процесс преподавания иностранных языков: " … домашняя подготовка к поступлению в гимназию вообще очень слаба в провинциальных городах и поступающие не имеют достаточных сведений из грамматики родного русского языка, правила дидактики не допускают начального школьного обучения иностранному языку … Жалость берет, - пишет он, - при виде детей, только что оторванных от семьи и посаженных на школьную скамью, как они с недоумевающими и испуганными глазками в один и тот же день исследуют со своими преподавательницами правила и русского, и французского, и немецкого языков…Для устранения этого зла должно или элементарные сведения из грамматики русского преподавать в приготовительном классе, или обучение иностранным языкам начинать с 6 класса" (т.е.2 кл.). Обращаясь к Высочайшему Ведомству, автор обращает внимание еще на один значительный момент в целях сохранения здоровья и предупреждения переутомления ученика - сокращение учебного года и удлинение каникул (учебный год длился с 16 августа до 1 июня). "Летний свет - писал Свешников, - и тепло в географических широтах нашего отечества слишком короткое время ласкают нас, а свет, тепло и движение - лучшие факторы физического развития и лучшие врачи наши. С этой же санитарной целью весьма было бы желательно число уроков в один из средних дней недели, например, в среду, ограничить только тремя, до двенадцати часов дня.

 

Выпуск 1912 года


Мариинская гимназия & Гимназия №3 © 2003